Социально-педагогический проект «Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома как фактор профилактики вредных привычек» ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом №5»
Введение Ситуация в которой находится современная молодежь неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили жизненные возможности молодых людей, с другой – взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей, что ведет к дезадаптации ребенка в семье, школе, коллективе и обществе. При неблагоприятных условиях у детей могут возникать формы поведения, которые считаются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, курение, правонарушения и преступность, проституция, суицид. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. Снизились показатели физического развития детей (замедлился рост, увеличилось число низкорослых детей, возросло количество детей с низкой массой тела), замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма) Ухудшилась их физическая работоспособность. Стремительно увеличивается распространенность хронических заболеваний: болезни пищеварительной, костно-мышечной систем, нервно-психические заболевания, которые лидируют среди заболеваний. Серьезной проблемой является сокращение числа юношей, годных к военной службе: 40% может быть отнесено к условно годным. Каждый третий не может быть призван по состоянию здоровья. Очень тревожна тенденция сокращения числа девочек, здоровье которых позволит им дальнейшем обеспечить рождение здорового ребенка. У 53,4% регистрируются нарушения функции репродуктивной системы, 13,5 % - гинекологические заболевания. На высоком уровне сохраняется смертность детей 5-19 лет, ведущее место среди причин смерти детей и подростков занимают травматизм, несчастные случаи. Самоубийства и онкологические заболевания. Если ситуация не изменится, то лишь 54% ребят, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далек от того, чтобы оценить его как здоровый. Сегодня наибольшую угрозу здоровью детей и подростков представляют вредные привычки, скорость распространения которых нарастает катастрофически. По данным исследований Центра мониторинга вредных привычек, среди подростков 15-17 лет резко возросла распространенность алкоголизации, курения и наркотизации. Практически уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков. Отмечается быстрое увеличение распространенности употребление алкоголя по мере взросления. Так, если в девятом классе употребляют алкоголь 75,8% мальчиков, то в одиннадцатом классе – 90%. Аналогичная картина и среди девочек: в девятом классе -82,4%, а в одиннадцатом классе – 92,3%.Таким образом, число подростков, не употребляющих спиртные напитки, к выпускному классу составляет не более 10%. Подростки, часто употребляющие алкоголь, относятся к «группе риска». Ее численность достигает к окончанию школы 35,1% среди мальчиков и 27,5% среди девочек. Первая проба алкоголя приходится в основном на возраст 11-14 лет, в этом возрасте знакомятся с алкоголем 37,4% мальчиков и 43,1% девочек. По результатам анкетных опросов выявлены следующие мотивы употребления алкоголя подростками: - с друзьями по случаю праздника (среди мальчиков – 44,5%, среди девочек – 46,5%); - семейные праздники, торжества (среди мальчиков-36,5%, среди девочек – 39,5%); - просто так, с друзьями, за компанию – 10-45% подростков. Распространенность курения среди подростков 15-17 лет по России составляет: Среди мальчиков -39,1 %, среди девочек – 27,5%. К окончанию школы курят 44,9% мальчиков и 31,1% девочек. При этом 35,7 мальчиков и 21% девочек курят ежедневно. Для 25% мальчиков пик приобщения к курению приходится до десяти лет, для 25% девочек – на 13-14 лет. В тоже время около 20% девочек приобщаются к курению до 12 лет. Ведущие мотивы курения – «Втянулся», «не могу бросить», «нравится», «по привычке», - свидетельствуют о формировании зависимости от табака, которая выявлена у 70,9% мальчиков и 59,8% девочек. Частота курения мальчиками увеличилась на 10,6%, девочек – 7,5 %. При этом число ежедневных курящих мальчиков возросло на 8,3 %, девочек - на 6,7 %. Наибольшее количество мальчиков приобщается к наркотическим веществам в возрасте 13-14 лет (7,8%), девочек в возрасте 15-16 лет (4,5%). Ведущим мотивом первой пробы наркотических и токсиматических веществ для 77,9 % мальчиков и девочек является любопытство. Второе место занимает мотив «друзья предложили» (14,8% среди мальчиков,9,1% - среди девочек). На третьем месте оказались неприятности (5,4% - среди мальчиков и 10% - среди девочек). Эти данные свидетельствуют о большой доступности наркотических веществ для подростков. Таким образом, результаты научных исследований, выполненных в последние годы, свидетельствуют о распространении вредных привычек среди детей и подростков в России и вследствие этого – повышение риска развития нарушений их здоровья. Контингент воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей значительно отличается состоянием здоровья, отягощенного наследственностью: они страдают различными хроническими формами соматических заболеваний, расстройствами и заболеваниями, связанными с нарушениями центральной нервной системы, психическими заболеваниями различной степени тяжести, нарушениями умственного развития. Отмечается, что наличие социальных патологий среди воспитанников с девиантным поведением и имеющиеся отклонения в здоровье приводят в результате к его ухудшению. В связи с этим проблема укрепления здоровья, создания безопасной для жизни и здоровья детей и подростков среды приобретает особую актуальность в сфере образования. I. Пояснительная записка. Направить выбор каждого ребенка к принятию здорового образа жизни – важное направление в профилактической деятельности по предупреждению появления вредных привычек. Здоровый образ жизни предполагает сочетание личного выбора и социальной ответственности за свое здоровье. С этой позиции здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни с опорой на социальные личностные и физические возможности ребенка. Одним из основных направлений по формированию привычки к здоровому образу жизни у воспитанников является профилактика вредных привычек, которая позволит сформировать мотивацию выбора здорового образа жизни, изменить стиль жизни на более благоприятный для своего здоровья. Сроки реализации проекта: 2011-2016 г.г. Ожидаемый результат: • % охвата воспитанников профилактикой вредных привычек. • Увеличение числа воспитанников со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни. • Снижение числа воспитанников с вредными привычками.
Цель социально – профилактического проекта: Спроектировать эффективные формы, методы, технологии профилактики вредных привычек. Одной из действенных форм является КЛУБ ЗДОРОВЬЯ. Эта форма позволяет осуществлять комплексную систему мероприятий, направленную на профилактику вредных привычек. В комплекс мероприятий включены профилактические занятия. Профилактические занятия являются эффективной формой по решению вопросов профилактики вредных привычек. Основные задачи профилактических занятий: • Предоставление детям объективной информации о последствиях вредных привычек. • Формирование у детей умений и навыков, позволяющих снизить риск приобщения к вредным привычкам. • Формирование у воспитанников потребности здорового образа жизни. • Формирование у воспитанников адекватной социальной позиции по отношению к вредным привычкам. Профилактические занятия проводятся в тренинговой форме. Именно данная форма занятий способствует формированию атмосферы равноправия и доверия. Длительность профилактического занятия – 60 минут. Структура профилактического занятия: Организация занятия: проводится в общем кругу. В ходе занятия: воспитанники – участники группы- имеют возможность активно принимать участие в работе группы. Они могут высказывать собственное мнение, участвовать в обсуждении поднимаемых вопросов (дискуссия, «мозговой штурм») в упражнениях, в проигрывании и переживании конкретных ситуаций, практических действиях (ролевая игра) и т.д. Занятие состоит из следующих частей: 1 часть – Вводная. Цель: настроить воспитанников на положительное эмоциональное взаимодействие в группе и выяснить значения и представления по поставленной теме. (Используются упражнения на сплочение группы, ролевое моделирование, например на тему «Молодежные проблемы», дискуссия, например: «Кто такой ответственный человек» и т.д.). 2 часть - Основная Цель: сообщить воспитанникам новую информацию по поставленной теме, обобщить у них имеющуюся и отрабатывать навыки. (используются упражнения, например «Потери»; ролевая игра, например «Влияние сверстников»; мозговой штурм «Наши ценности» ит.д.). 3 часть - Заключительная. Цель: подведение итогов: «Что нового, интересного вы узнали сегодня?». (Используются упражнения, например: «Продолжите фразу: «После сегодняшнего занятия я….», домашнее задание, например «Попробуйте создать рекламу здорового образа жизни» и т.д.). Итак, практическая значимость профилактических занятий заключается в том, что эта форма доступна в детском доме, а технологии, используемые в ходе занятия, способствуют формированию навыков принятия осознанных решений, сопротивления негативному социальному давлению, формированию устойчивой ориентации на здоровый образ жизни.
Социально-педагогический проект «Давайте бросим курить!» ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 5»
Курение – глобальная проблема современности. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 2-3 часа умирает один человек, из-за осложнения болезней вызванных курением. Например, из каждых 100 человек, умерших от болезней сердца,42 могли бы жить, если бы бросили курить. В России распространенность курения среди молодежи в возрасте от 15 до 18 лет составляет 30% всего населения. Главная причина сложившейся ситуации заключается в том, что отсутствует система эффективных мероприятий, противодействующих курению, включая нетрадиционные формы и методы работы с подростками, которая позволила бы изменить отношение к курению. Цель проекта: Изменение отношения воспитанников к курению в ходе совместных действий за здоровый образ жизни. Задачи проекта:
Ожидаемый результат: • Снижение числа курящих воспитанников. • Увеличение числа желающих отказаться от курения. •Увеличение воспитанников со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни. Этапы реализации проекта: I этап: организационный. Цель: изучение отношения воспитанников к курению. Сбор информации, разработка анкет и опросников, проведение анкетирования (опроса) и обработка собранного материала. Разработка профилактических занятий. II этап: основной. Цель: проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на изменение отношения воспитанников к курению. Проведение профилактических занятий (тематические часы общения, тренинги, конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, психологические игры и т.д.); проведение тематического дня «Один день без сигареты». Проведение активной деятельности за здоровый образ жизни. III этап: основной. Цель: подведение результатов проведенной работы. Ежегодное проведение обсуждения итогов проекта. II. Содержание деятельности в рамках проекта.
|
|
|
© GKOUSO5 |