Социально-педагогический проект

«Формирование здорового образа жизни воспитанников

детского дома как фактор профилактики вредных привычек»

ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом №5»

 

Введение

Ситуация в которой находится современная молодежь неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили жизненные возможности молодых людей, с другой – взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса  привычных норм и ценностей, что ведет к дезадаптации ребенка в семье, школе, коллективе и обществе. При неблагоприятных условиях у детей могут возникать формы поведения, которые считаются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, курение, правонарушения и преступность, проституция, суицид.

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России. Снизились показатели физического развития детей (замедлился рост, увеличилось число низкорослых детей, возросло количество детей с низкой массой тела), замедлились темпы полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные показатели (силовые и энергетические возможности организма) Ухудшилась их физическая работоспособность.

Стремительно увеличивается распространенность хронических заболеваний: болезни пищеварительной, костно-мышечной систем, нервно-психические заболевания, которые лидируют среди заболеваний.

Серьезной проблемой является сокращение числа юношей, годных к военной службе: 40% может быть отнесено к условно годным. Каждый третий не может быть призван по состоянию здоровья. Очень тревожна тенденция сокращения числа девочек, здоровье которых позволит им дальнейшем обеспечить рождение здорового ребенка. У 53,4% регистрируются нарушения функции репродуктивной системы, 13,5 % - гинекологические заболевания.

На высоком уровне сохраняется смертность детей 5-19 лет, ведущее место среди причин смерти детей и подростков занимают травматизм, несчастные случаи. Самоубийства и онкологические заболевания. Если ситуация не изменится, то лишь 54% ребят, которым сейчас 16 лет, доживут до пенсионного возраста

Как показали многочисленные исследования, образ жизни современных подростков весьма далек от того, чтобы оценить его как здоровый. Сегодня наибольшую угрозу здоровью детей и подростков представляют вредные привычки, скорость распространения которых нарастает катастрофически.

По данным исследований Центра мониторинга вредных привычек, среди подростков 15-17 лет резко возросла распространенность алкоголизации, курения и наркотизации. Практически уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков. Отмечается быстрое увеличение распространенности употребление алкоголя по мере взросления. Так, если в девятом классе употребляют алкоголь 75,8% мальчиков, то в одиннадцатом классе – 90%. Аналогичная картина и среди девочек: в девятом классе -82,4%, а в одиннадцатом классе – 92,3%.Таким образом, число подростков, не употребляющих спиртные напитки, к выпускному классу составляет не более 10%.

Подростки, часто употребляющие алкоголь, относятся к «группе риска». Ее численность достигает к окончанию школы 35,1% среди мальчиков и 27,5% среди девочек.

Первая проба алкоголя приходится в основном на возраст 11-14 лет, в этом возрасте знакомятся с алкоголем 37,4% мальчиков и 43,1% девочек.

По результатам анкетных опросов выявлены следующие мотивы употребления алкоголя подростками:

- с друзьями по случаю праздника (среди мальчиков – 44,5%, среди девочек – 46,5%);

- семейные праздники, торжества (среди мальчиков-36,5%, среди девочек – 39,5%);

- просто так, с друзьями, за компанию – 10-45% подростков.

Распространенность курения среди подростков 15-17 лет по России составляет:

Среди мальчиков -39,1 %, среди девочек – 27,5%.

К окончанию школы курят 44,9% мальчиков и 31,1% девочек. При этом 35,7 мальчиков и 21% девочек курят ежедневно.

Для 25% мальчиков пик приобщения к курению приходится до десяти лет, для 25% девочек – на 13-14 лет. В тоже время около 20% девочек приобщаются к курению до 12 лет.

Ведущие мотивы курения – «Втянулся», «не могу бросить», «нравится», «по привычке», - свидетельствуют о формировании зависимости от табака, которая выявлена у 70,9% мальчиков и 59,8% девочек.

Частота курения мальчиками увеличилась на 10,6%, девочек – 7,5 %. При этом число ежедневных курящих мальчиков возросло на 8,3 %, девочек  - на 6,7 %.

Наибольшее количество мальчиков приобщается к наркотическим веществам в возрасте 13-14 лет (7,8%), девочек в возрасте 15-16 лет (4,5%).

 Ведущим мотивом первой пробы наркотических и токсиматических веществ для 77,9 % мальчиков и девочек является любопытство. Второе место занимает мотив «друзья предложили» (14,8% среди мальчиков,9,1% - среди девочек). На третьем месте оказались неприятности (5,4% - среди мальчиков и 10% - среди девочек). Эти данные свидетельствуют о большой доступности наркотических веществ для подростков.

Таким образом, результаты научных исследований, выполненных в последние годы, свидетельствуют о распространении вредных привычек среди детей и подростков в России и вследствие этого – повышение риска развития нарушений их здоровья.

Контингент воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей значительно отличается состоянием здоровья, отягощенного наследственностью: они страдают различными хроническими формами соматических заболеваний, расстройствами и заболеваниями, связанными с нарушениями центральной нервной системы, психическими заболеваниями различной степени тяжести, нарушениями умственного развития. Отмечается, что наличие социальных патологий среди воспитанников с девиантным поведением и имеющиеся отклонения в здоровье приводят в результате к его ухудшению.

В связи с этим проблема укрепления здоровья, создания безопасной для жизни и здоровья детей и подростков среды приобретает особую актуальность в сфере образования.

 I.                       Пояснительная записка.

Направить выбор каждого ребенка к принятию здорового образа жизни – важное направление в профилактической деятельности по предупреждению появления вредных привычек.

Здоровый образ жизни предполагает сочетание личного выбора и социальной ответственности за свое здоровье. С этой позиции здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни с опорой на социальные личностные и физические возможности ребенка.

Одним из основных направлений по формированию привычки к здоровому образу жизни у воспитанников является профилактика вредных привычек, которая позволит сформировать мотивацию выбора здорового образа жизни, изменить стиль жизни на более благоприятный для своего здоровья.

Сроки реализации проекта: 2011-2016 г.г.

 Ожидаемый результат:

• % охвата  воспитанников профилактикой вредных привычек.

• Увеличение числа воспитанников со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни.

• Снижение числа воспитанников с вредными привычками.

  1. II.                       Содержание социально-педагогического проекта.

Цель социально – профилактического проекта:

Спроектировать эффективные формы, методы, технологии профилактики вредных привычек.

Одной из действенных форм является КЛУБ ЗДОРОВЬЯ. Эта форма позволяет осуществлять комплексную систему мероприятий, направленную на профилактику вредных привычек. В комплекс мероприятий включены профилактические занятия. Профилактические занятия являются эффективной формой по решению вопросов профилактики вредных привычек.

 Основные задачи профилактических занятий:

• Предоставление детям объективной информации о последствиях вредных привычек.

• Формирование у детей умений и навыков, позволяющих снизить риск приобщения к вредным привычкам.

• Формирование у воспитанников потребности здорового образа жизни.

• Формирование у воспитанников адекватной социальной позиции по отношению к вредным привычкам.

Профилактические занятия проводятся в тренинговой форме. Именно данная форма занятий способствует формированию атмосферы равноправия и доверия.

Длительность профилактического занятия – 60 минут.

 Структура профилактического занятия:

Организация занятия: проводится в общем кругу.

В ходе занятия: воспитанники – участники группы- имеют возможность активно принимать участие в работе группы. Они могут высказывать собственное мнение, участвовать в обсуждении поднимаемых вопросов (дискуссия, «мозговой штурм») в упражнениях, в проигрывании и переживании конкретных ситуаций, практических действиях (ролевая игра) и т.д.

 Занятие состоит из следующих частей:

1 часть – Вводная.

Цель: настроить воспитанников на положительное эмоциональное взаимодействие в группе и выяснить значения и представления по поставленной теме. (Используются упражнения на сплочение группы, ролевое моделирование, например на тему «Молодежные проблемы», дискуссия, например: «Кто такой           ответственный человек» и т.д.).

 2 часть - Основная

Цель: сообщить воспитанникам новую информацию по поставленной теме, обобщить у них имеющуюся и отрабатывать навыки.

(используются упражнения, например «Потери»; ролевая игра, например «Влияние сверстников»; мозговой штурм «Наши ценности» ит.д.).

 3 часть - Заключительная.

Цель: подведение итогов: «Что нового, интересного вы узнали сегодня?».

(Используются упражнения, например: «Продолжите фразу: «После сегодняшнего занятия я….», домашнее задание, например «Попробуйте создать рекламу здорового образа жизни» и т.д.).

 Итак, практическая значимость профилактических занятий заключается в том, что эта форма доступна в детском доме, а технологии, используемые в ходе занятия, способствуют формированию навыков принятия осознанных решений, сопротивления негативному социальному давлению, формированию устойчивой ориентации на здоровый образ жизни.

 

Социально-педагогический проект

«Давайте бросим курить!»

ГКОУ СО «Нижнетагильский детский дом № 5»

 

  1. I.      Пояснительная записка

 Курение – глобальная проблема современности.

По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 2-3 часа умирает один человек, из-за осложнения болезней вызванных курением. Например, из каждых 100 человек, умерших от болезней сердца,42 могли бы жить, если бы бросили курить. В России распространенность курения среди молодежи в возрасте от 15 до 18 лет составляет 30% всего населения.

Главная причина сложившейся ситуации заключается в том, что отсутствует система эффективных мероприятий, противодействующих курению, включая нетрадиционные формы и методы работы с подростками, которая позволила бы изменить отношение к курению.

 Цель проекта:

Изменение отношения воспитанников к курению в ходе совместных действий за здоровый образ жизни.

 Задачи проекта:

  1. Изучить отношение воспитанников к курению и направить их интересы на полезное дело.
  2. Разработать и внедрить систему мероприятий по профилактике зависимости от курения и пропаганде здорового образа жизни.
  3. Сформировать у воспитанников мотивацию к выбору здорового образа жизни.

 Ожидаемый результат:

• Снижение числа курящих воспитанников.

• Увеличение числа желающих отказаться от курения.

•Увеличение воспитанников со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни.

 Этапы реализации проекта:

I этап: организационный.

Цель: изучение отношения воспитанников к курению.

Сбор информации, разработка анкет и опросников, проведение анкетирования (опроса) и обработка собранного материала.

 Разработка профилактических занятий.

 II этап: основной.

Цель: проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на изменение отношения воспитанников к курению. Проведение профилактических занятий (тематические часы общения, тренинги, конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, психологические игры и т.д.); проведение тематического  дня «Один день без сигареты».

Проведение активной деятельности за здоровый образ жизни.

 III этап: основной.

Цель: подведение результатов проведенной работы.

Ежегодное проведение  обсуждения итогов проекта.

 II.  Содержание деятельности в рамках проекта. 

Этап

  1. Мероприятия

Ответственный

Срок

выполнения

I.

  1. 1. Заседания профилактического клуба.

председатель профилактического клуба «Здоровье»

в течение года

  1. 2. Сбор информации, разработка анкет, опросников по изучению отношения к курению у  воспитанников.

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

сентябрь 2011 г.

  1. Проведение анкетирования, опроса; обработка диагностического материала.

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

сентябрь-октябрь месяцы  2011 г.

  1. Разработка перспективного плана профилактических занятий по профилактике курения.

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

ноябрь - январь    2012 г.

II.

  1. Организация текущей работы профилактического клуба «здоровье».

председатель профилактического клуба «Здоровье»

весь период реализации проекта

  1. Организация тренингов для воспитанников желающих бросить курить.

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

в течение каждого учебного года

  1. Проведение профилактических занятий в клубе «Здоровье».

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

в течение каждого учебного года 2012-2015 г.г.

 

  1. Подготовка и проведение спектакля  «Суд над сигаретой»

председатель профилактического клуба «Здоровье»; педагоги дополнительного образования

в течение каждого учебного года 2012-2015 г.г.

  1. Подготовка и проведение тематического деня «Один день без сигареты»

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

в течение каждого учебного года 2012-2015 г.г.

  1. Занятия физкультурой и спортом.

инструктор по физкультуре

в течение учебного года

III.

  1. Подведение результатов проведенной работы по проекту.

председатель профилактического клуба «Здоровье»

май месяц каждого учебного года

2012-2015 г.г.

  1. Подготовка аналитического материала по проекту.

председатель профилактического клуба «Здоровье»

май месяц 2016 г.

  1. Фотоотчет «Давайте бросим курить!»

специалисты профилактического клуба «Здоровье»

май месяц 2016 г.

  1. Круглый стол: «Курение – глобальная проблема».

председатель профилактического клуба «Здоровье»

май месяц 2016 г.

 

 

© GKOUSO5

Конструктор сайтов - uCoz